НЭЦКЭ

 

Наша жизнь - росинка,

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - и все же…

(Исса)

 

www.axinite.ru - интернет-магазин драгоценных камней и изделий из кости

 

Любителям искусства хорошо знакомы НЭЦКЭ - небольшие резные фигурки из кости или дерева работы японских и китайских мастеров. Странный, непонятный и привлекательный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом, жизни Японии и Китая XVII - XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.

Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ" - "не-цуке " пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй -"прикреплять". Нэцкэ - это брелок или противовес, с помощью которого на оби (поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Брелоки-противовесы использовались на обширной территории: и в Японии, и в Венгрии, в Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом.

 

 

1. Дайкоку и Эбису - счастье и удача, всегда идущие рука об руку. Два бога счастья: Дайкоку изображается в костюме-каригину, в шапке тори-эбоси, с молотком, крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается в мире счастье, здоровье и любовь. А мешок с небесным рисом, который он несет за плечами, символизирует богатство и достаток.

Эбису изображается с волшебной рыбой Тай - символом удачи и успеха. Изображенные вместе Дайкоку и Эбису символизируют равновесие между материальными благами и духовными достижениями, гармонию и спокойствие души.

 

2. Дайкоку - один из семи богов счастья бог богатства и достатка. Иногда ему поклоняются как покровителю домашнего очага. В нэцкэ он изображается в костюме каригину, в шапке тори-эбоси, с колотушкой, крысой и мешком волшебного риса - символом богатства и достатка. Крысы - помошники Дайкоку и наши друзья. Они прогрызают в его мешке дырочки, и волшебный рис сыплется с неба на землю прямо нам в руки.

 

3. Эбису - бог счастья и удачи. Изображается в высокой шапке, с удочкой, посохом и часто с рыбой Тай. Священная рыба Тай считается символом удачи и духовных достижений. По легенде очень трудно поймать карпа голыми руками в чистой небесной воде - так же трудно достичь душевного спокойствия, гармонии и просветления. Иногда Эбису выступает как покровитель рыбаков.

 

4. Шоусин - один из семи богов счастья, приносящий здоровье, исцеление от тяжелых недугов и долголетие. Считается покровителем медицины. Изображается с огромным посохом из корня женьшеня и волшебным персиком бессмертия в руке. Часто к посоху привязана тыква-горлянка с чистой хрустальной водой имволом жизни и долголетия.

 

5. Дзаошень - Дзао Ван - хранитель домашнего очага. Иногда изображается с круглой табличкой в руке, куда записываются заветные мечты и пожелания всех членов семьи. 24 декабря Дзаошень отправляется на небо на священную гору Кунь Лунь и отчитывается в небесной канцелярии перед правителем Поднебесной Юй-ди, как он помогает в домашних делах и охраняет домашний очаг, передает все пожелания, и они обязательно исполняются, а мечты сбываются. Часто у Дзаошеня присутствуют атрибуты, символизирующие здоровье: волшебный персик, дарующий долголетие, тыква-горлянка с чистой прозрачной водой, олицетворяющая долгую счастливую жизнь, чистоту семейных отношений и сулящая благополучие потомкам. Если рядом с Дзаошенем изображается мешок, то к пожеланиям здоровья и счастья добавляются пожелания богатства и достатка в доме. В особых случаях Дзаошень может даровать волшебную вазу с сокровищами, имеющими свойство никогда не кончаться. Дзаошеню подчиняются все прочие домашние божества - Чуангун и Чуанму, оберегающие постель, богиня Цзыгу, сохраняющая дом в чистоте и порядке, и младшие Меньшэни, стерегущие двери дома от беды и отгоняющие злых духов.

 

6. Хотэй - "холщовый мешок" - один из семи богов счастья: бог общения, веселья и благополучия. Считается, что он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть фигурку Хотэя по животу триста раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение Хотэя связано с конкретным персонажем, жившем в Китае в конце X века - маленьким толстым монахом по имени Ци Ци, который ходил по деревням с большим холщовым мешком и четками. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, то он отвечал: "Там у меня весь мир". Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Хотэй сказал: "Эх, люди, люди, не узнали вы меня. А ведь я грядущий Будда-Майтрейя". И, действительно, считается, что Хотэй является эманацией Будды-Майтрейи. На Востоке пришествие Будды-Майтрейи понималось как упорядочение Вселенной, как достижение мировой гармонии; в народном осмыслении означало наступление эры процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни для всех людей. Неслучайно поэтому Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности. В XVII веке он был канонизирован в Японии и стал одним из семи богов счастья.

 

7. Дзюродзин - "долголетний старец" - один из семи богов счастья: бог долголетия и бессмертия. Как правило, в изображении Дзюродзина присутствуют атрибуты, указывающие на пожелание долгой, счастливой жизни: свиток с надписью: "Небеса даруют бессмертие", волшебный музыкальный инструмент, при звуках которого происходит омоло- жение человека и исполнение всех добрых желаний. Иногда на одежде Дзюродзина изображается тройная свастика - символ вечного движения, а рядом с ним черепаха - символ долголетия, мудрости и Вселенной.

 

8. Фукурокудзю - один из семи богов счастья: бог ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутые размеры, на лбу - глубокие поперечные морщины, в руках обычно он держит посох со свитком.

 

9. Фукурокудзю (см.8) иногда изображается в виде перевертыша - огромной небесной черепахи - символа мудрости и Вселенной.

 

10. Амэ-но Удзумэ - фея Луны, богиня счастья, любви и радости. Она изображается толстощекой, улыбающейся женщиной с длинными, распущенными волосами. В народе ее прозвали Ота-факу - "большое счастье". Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках актерскую маску.

 

11. Сиванму - царица неба, одна из бессмертных (буквально - "матушка-владычица Запада"). Сиванму пользуется большой популярностью. Считается, что она дарует счастье в любви, здоровье и благополучие. В частности, ее образ был привлекателен тем, что она считалась хозяйкой сада в горах Куньлунь, где росли волшебные персиковые деревья, плоды которых даровали бессмертие и исцеляли от тяжелых недугов. Персиковые деревья расцветали раз в тысячу лет. Из волшебных персиков Сиванму готовила целебные снадобья, приносящие не только исцеление и бессмертие, но и необыкновенные способности, как, например, способность не тонуть в воде.

 

12. Бэндзайтэн - богиня счастья, любви и искусства. Иногда она считается божеством воды и покровительницей музыки. Бэндзайтэн изображается с лютней "бива" в руках и иногда со свернувшейся змеей в высокой прическе. Она считается женским божеством счастья, к ней девушки обращаются с просьбами и мечтами о взаимной любви и счастливом замужестве.

 

13. Гуаньинь - "слышащая все в мире" - женское божество, спасающее от всевозможных бедствий, помогающее всем, кто к ней обращается, особенно роженицам и беременным женщинам. Когда кому-то нужна помощь, у нее появляются тысяча рук, а на каждой ладони по глазу, чтобы видеть всех нуждающихся в ее поддержке. Часто ее изображают со священной книгой, кувшином, посохом или веревкой - ведь любой из этих предметов может выручить кого - то из беды. Покровительствует детям и оберегает их от болезней.

 

14. Бисямонтэн - один из семи богов счастья - бог богатства, страж Севера, покровитель воинов. Он и изображается грозным воином в доспехах с трезубцем или мечом и пагодой в руках. Покрови- тельствует воинам и людям, занимающимся боевыми искусствами, помогает им обрести необыкновенную силу духа и мужество, мудрость и справедливость.

 

15. Аматэрасу - Великая Священная Богиня, сияющая на небе, старшая дочь бога Идзанаги, богиня Солнца, родоначальница династии японских императоров. "Ама" - означает "небо", "Тэрасу" - "освещать", "сиять". Она изображается прекрасной женщиной с веером, в кимоно, украшенном птицами счастья - журавлями. Олицетворение всех самых замечательных женских качеств - воплощенная Мудрость, Красота, Чистота и Гармония. Ее изображение обязательно присутствовало во дворцах императора, неся благословляющий и защищающий смысл. Аматэрасу считается Повелительницей семи богов счастья.

 

16. Кубера - бог счастья, богатства, праведности и благочестия, хранитель всех скрытых в недрах земли сокровищ и кладов; властелин горных духов - якшей, стерегущих эти сокровища. У него есть волшебная летающая колесница Пушпака, с которой он может обозревать хранимые им богатства. Живет он в волшебном городе Алаку, окруженном чудесным садом, где бродят слоны и антилопы, а реки и озера покрыты золотыми лотосами. Кубера необыкновенно добр и справедлив, он дарует людям счастье и успех, олицетворяет собой гармонию духовного и материального богатства.

 

17. Дунфаншо - бог счастья и покровитель золотых и серебряных дел мастеров. По легенде Дунфаншо украл у Сиванму волшебный персик бессмертия, за что был сослан на землю, где начал творить необыкновенные чудеса: он превратил лоскуток ткани в огромного дракона, подарил императору У-ди звучащее дерево с десятью ветвями и чудесного скакуна из колесницы Сиванму. Диковинки, созданные Дунфаншо, были до того прекрасны и драгоценны, что его стали считать богом счастья и покровителем золотых и серебряных дел мастеров. Изображается он обычно с мешком золота и серебра. Приносит удачу в делах, торговле и ремеслах. Также Дунфаншо считается богом гармонии и равновесия. Золото и серебро в его мешочке - символ двух уравновешиваемых начал - Солнца и Луны, инь и янь, мужского и женского начала. Иногда считается, что он приносит гармонию в отношениях между мужчиной и женщиной.

 

18. Футэн - дядюшка попутный ветер. Китайское божество, приносящее удачу в пути, оберегающее путешественников от всевозможных неприятностей. Фигурку в качестве охраняющего талисмана можно брать с собой в дорогу.

О, ветер со склона Фудзи!

Принес бы на веере в город тебя,

Как драгоценный подарок.

(Басё)

 

 

19. Кандзан и Дзиттоку - буддийские монахи периода Тан, которые славились своим необычным поведением и экстравагантными поступками. Иногда эти персонажи считались парными двойниками, наподобие Хэ-Хэ Эр-Сянь - бессмертных двойников единения и согласия. Таким образом, изображение Кандзан и Дзиттоку носит название "священной семьи" и имеет аналогичное значение - гармонии, согласия и взаимопонимания между супругами. Также считалось, что Кандзан и Дзиттоку состоят в свите бога богатства Мохая и покровительствуют денежной прибыли, принося в семью достаток.

 

20. Будда - В Китае великого основателя буддийской религии называют Shakya-muni ("Шакья" - тот, который есть милосерден, "муни" - тот, который обитает в уединении и тишине). "Принц Siddartha, известный под именем Шакьямуни Гаутама Будда, родился в 624г. до н.э. в Kapilavastu - "городе прекрасной добродетели" на границе Непала. Сын правителя, он отверг тщеславие и великолепие общества и посвятил себя великому делу распространения религии буддизма. В Lalita-Vistara записано, что "голова Будды соответствует традиционному образу святости (lakshanas): сросшиеся на переносице брови, шишка мудрости на макушке (ushnisha), покрытая, по традиции Бодхисаттв, остроконечной тиарой; три линии счастья на шее; мочка уха, раздвоенная и удлиненная, как у жителей южной Индии; отметина в середине лба (urna), символизирующая третий глаз мудрости". Изображения Будды, в целом сохраняя черты святости, различаются в деталях в зависимости от страны, где его изображают, и национальных черт. Будда обычно изображается сидящим на лотосе, подняв три пальца правой руки для благословения; "с улитками на голове", т.е. со спирально завитыми волосами, в память о прекрасной индийской легенде об улитках, защищавших своими прохладными телами голову Будды от солнечного удара, в то время как он задумался о том, как облегчить человеческие страдания. Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после смерти, подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача. Иногда его представляют в виде Богини Плодородия, держащей кувшин с землей в левой руке и рисовые ростки в правой. Будду можно увидеть и с книгой - символом знания, и с копьем - символом храбрости, в руках. На алтарях золотой Будда изображается сидящим между двумя своими учениками: справа - Ananda, автор священных религиозных писаний, а слева - Kas'yapa, хранитель священных мистических традиций. Иногда вместо учеников можно встретить два других изображения Будды: Будду Прошлого и Будду Грядущего. Шакьямуни Будда не был единственным Буддой, то есть просветленным; существовали и другие, пришедшие, возможно, из легенд и верований народов, соприкасавшихся с индийской религией (Амитабха, Майтрейя Будда и т.д.) Буддой может стать любое мыслящее существо, освободившееся от чувств, восприятия и личности, познавшее высшую сущность всех явлений. Наиболее часто изображается Будда Амитабха - владыка Чистой земли - буддийского рая, где в цветах лотоса перерождаются благочестивые люди. "Амитабха" означает "бесконечный свет". Изображение Будды является необыкновенно сильным духовным символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития.

 

21. Дарума - Бодайдарума - японское сокращенное произношение имени Бодхи-дхармы - основателя буддийской школы Дзэн. В 510-е годы он отправился в Китай, где основал в горах Суншань, ставший впоследствии знаменитым монастырь Шаолин. В этом монастыре, по преданию, в течении девяти лет он предавался медитации, сидя перед абсолютно чистой стеной и созерцая ее. Говорят, однажды он уснул, а проснувшись, вырвал ресницы, и там, куда он их бросил, вырос чайный куст, отгоняющий сон. В состоянии молчаливого сосредоточения Дарума пережил Сатори (просветление). После мгновенного Сатори ему открылось, что можно прямо передавать Истину, вне учений, вне законов - "ткнуть ум в Истину". Дарума говорит: "Есть один лишь Путь: забыв себя, искать Высшее в себе." От него и пошел обычай сидячей медитации в дзэн - дзадзэн. В Японии Бодхидхарма очень популярен. Повсюду можно встретить его образ - в нэцкэ, в живописи, в поэзии. Дарума является символом мудрости, ясностиострадания всем живым существам.

Спросят - скажешь.

Не спросят - не скажешь.

Что в душе твоей сокрыто,

Благородный Бодхидхарма?

(Иккю)

 

 

22. Дарума (см.21) иногда изображается сидящим на китайском льве Карасиси Фо, защитнике, спутнике и помощнике всех людей, стремящихся к Просветлению.

 

23. Лао Цзы - философ, мудрец, основатель учения о "Дао". К сожалению, о нем известно немного. Даже его истинное имя неизвестно, так как Лао Цзы - это лишь прозвище, означающее буквально - "мудрый старец". Согласно легенде, на склоне лет Лао Цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад. Когда он проходил пограничную заставу, ее начальник упросил Лао Цзы оставить о себе на память книгу, в которой бы отразились мысли "мудрого старца" о Пути мира и Пути человека в нем. Так появилась знаменитая рукопись из 5000 иероглифов, которая сохранилась до наших дней - книга "Пути и Благодати" - "Дао Дэ Цзин". Идеи даосизма  оказали значительное влияние на культуру Китая и Японии, на воинские искусства, они лежат в основе китайской традиционной медицины, живописи и науки.

 

24. Конфуций - Кун Фуцзы - величайший мудрец Китая, которого почитают на протяжении многих веков; особенно отмечены его заслуги как Учителя, редактора национальной лирики, известной как Оды; к тому же он издал Канон Истории и описал историю родной страны, названную им Анналы Весны и Осени. Он учил, что природа человека чиста от рождения и что она начинает портиться только от нечистоты его окружения. Его ежедневные проповеди были о милостивом сердце и об обязанностях по отношению к своим ближним; добродетелями, которые он ценил превыше всего, были закон и истина. Конфуций выработал новую мораль, которая основывалась на взаимном уважении и крепких семейных узах. Он говорил, что мудрый правитель должен подавать пример справедливого обращения с подданными, прибегая к силе как к последнему средству. В свою очередь подданные должны уважать правителя и повиноваться ему. Конфуций был убежден, что отношения в семье должны строиться так же. Суть своего учения он выразил в сентенции: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Вслед за Конфуцием китайцы представляли себе народ как большую семью, членами которой были и живые, и умершие, и еще нерожденные. Правильные отношения в семье, т.е. почитание младшими старших, являлись залогом процветания государства. Как отец руководит сыном, так император управляет своими подданными.

 

 

Деды, отцы, внуки!

Три поколения, а в саду -

Хурма, мандарины...

 

 

 

25. Госиса - человек, записывающий судьбу. Хранитель времени, записывающий хорошие, счастливые мечты и сны, которые обязательно исполнятся и принесут счастье. Волшебные записи Госиса превращают желаемое в действительное.

Судьба неизвестна.

Мы осенью смотрим на месяц,

Но можем растаять,

Ведь жизнь - это только

Лишь бусы

Прозрачной росы.

 

 

26. Ямабуси - странствующие монахи - "лежащие, спящие среди гор" - считаются символом духовного учения, мудрости, стойкости и силы духа. Иногда изображаются несущими тыкву-горлянку с чистой, хрустальной водой - символом жизни, или несущими посох со свитком - символом мудрости и долголетия. Ямабуси жили в горах, вели аскетический образ жизни, совершая магические ритуалы, стремились к приобретению сверхчеловеческих способностей. Они были искусными целителями, творящими заклинания, изгоняющие злых духов, проповедниками буддийского учения, мудрыми предсказателями, рассказчиками и актерами. Ямабуси также являются отважными и искусными воинами.

 

27. Гамма-Сэннин (Бессмертный с жабой) - Хоу Сяньшэн - святой, который воспринял от волшебной жабы секрет бессмертия и прославился как маг и врачеватель. Обычно Гамма-Сэннин изображается бородатым стариком в накидке из листьев, с посохом, с тыквой-горлянкой и огромной жабой и дарится с пожеланием счастья, здоровья и долголетия. Со временем образ Гамма-Сэннина усложняется, и он воспринимается еще как податель материального благополучия, богатства.

 

28. Цинь-Гао - Кинко - даосский святой, живший по преданию в 1122-247 г.г. до н.э. в княжестве Чжао. Владел секретом долголетия и прожил 200 лет. Часто изображается летящим или плывущим на огромном карпе. Существует легенда, что однажды он решил опуститься на дно озера и, собрав учеников, пообещал им вернуться через месяц. В точно назначенный срок на берегу собралось более десяти тысяч зрителей, и из вод озера появился Цинь-Гао на огромном карпе. Символ долголетия, мудрости, духовных достижений и укрощения стихий.

 

29. Чжункуй - "персиковая палица" - укротитель и гроза демонов. Главная его задача - ловить и укрощать злых демонов в образе человека или животного. В нэцкэ Чжункуй изображается в китайском военном халате, высоких сапогах, с пышной бородой. В одной руке он держит меч, в другой - демона. В Китае и Японии принято вывешивать изображение Чжункуя как оберег против сил тьмы. Особые картины с Чжункуем назывались "хосоекэ" (защита от оспы) и считались амулетами против эпидемических заболеваний, так как изначально Чжункуй был известным ученым, и только после своей смерти воплотился в великого воина, покорителя демонов и защитника людей от всяческих бед и напастей.

 

30. Гуань Юй - выдающийся полководец III века. Захваченный в плен, он отказался перейти на сторону неприятеля и был казнен. Имя Гуань Юй стало символом стойкости, чести и преданности. Он также считался богом-покровителем военных, а в поздне-средневековой синкретической религии Гуань Юй воспринимался как бог богатства. Он был одним из наиболее популярных персонажей в изобразительном искусстве. Интересно, что, в отличие от других сюжетов, его образ всегда трактовался серьезно, без насмешек и пародирования.

 

31. Чайная церемония - "тя-но ю" - это символ эстетического восприятия мира как единого, гармоничного целого, наполненного красотой, простотой и естественностью. Лишь постигнув изящество Пустоты, можно ощутить благость Покоя чайной церемонии. Родилась Чайная церемония из обычая дзэнских монахов пить чай перед изображением Бодхидхармы, сосредоточившись на невообразимом и невыразимом внутри себя. "Вкус чая и есть вкус дзэн." Основной вид чайной церемонии придал прославленный мастер Сэн-но Рикю, который ввел стиль ваби - принцип простоты и естественности. Правило чайной церемонии гласит: "Настрой свое сердце в лад с другими сердцами; никто в этом мире не должен жить ради себя, не считаясь с другими". "Готовь свой чай на воде, почерпнутой из колодца Мудрости, не имеющей предела".

 

32. Самурай - является символом бесстрашия, твердости, самообладания, находчивости, живого быстрого ума и, конечно, безупречного сердца, т.е. искренности - основы всех добродетелей. "Бусидо" - искусство Смерти и искусство Жизни: "Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть без оглядки, когда нужно умереть." Основатель школы айкидо Уэсиба Морихэй, выходец из самурайского рода, считал, что основой всех воинских искусств является любовь. "Подлинное воинское искусство не должно вести к разрушению мира. Избегать жестокой борьбы; сохранять мир, не уничтожая противника, - есть самое большое воинское мастерство. Оно рождено чувством любви и уважения к окружающим."

 

Хороший боец отвергает битву.

Искусный воин презирает войну.

Достойный победитель равнодушен к победе.

В неизбежном сражении победит избежавший.

(Лао Цзы)

 

 

33. Ловец цикад - ловец счастья - олицетворяет тонкий вкус, умение наслаждаться изысканными вещами, поэзией и музыкой. На Востоке цикад ловили и наслаждались их пением также, как пением птиц. Издаваемая музыка, которой так восхищались китайцы, производится засчет двух чешуек, расположенных на груди цикады. Существует легенда, по которой во время музыкальных соревнований выиграл тот музыкант, на инструменте которого сидела и пела цикада.

У цикад пять глаз, что дает им возможность очень чутко чувствовать приближение врагов. Первые свои 4 года жизни цикада проводит под землей, затем выходит от туда и становится взрослым насекомым. Это восхождение, словно из могилы, было замечено древними китайцами, которые увидели в цикаде символ бессмертия и воскрешения. Возможно по этой причине в прежние времена перед захоронением умершего в его рот вкладывался кусочек нефрита, высеченный в форме цикады. Это насекомое также является символом счастья и вечной молодости, поскольку оно живет дольше, чем любое другое насекомое; продолжительность его жизни, как сказано, превышает семьдесят лет. "Хотя это существо такое крошечное, оно, тем не менее, служит тому, чтобы иллюстрировать великие идеи, выказывая, как оно это делает, обуздание алчности и порока".

 

Тишина кругом.

Проникают в сердце скал

Голоса цикад.

 

 

 

34. Цао Гоцзю - бессмертный, который умеет необыкновенно петь, плясать, строить удивительные гримасы, за что стал считаться покровителем актеров. Часто изображается с огромной маской в руках.

Сквозь прорези в маске

Глаза актера смотрят туда,

Где лотос благоухает.

(Басё)

 

 

 

35. Бродячий актер с обезьянкой - символ творчества, театрального искусства, путешествий и свободы. Актеры в Китае и Японии обладали неограниченной свободой перемещения. С них не брали налоги и не забирали на военную службу. У них была необыкновенная жизнь, с одной стороны - полная праздников и путешествий, впечатлений и веселья, с другой стороны - философского мудрого восприятия мира, выливающегося в очарование, скрытое в лирических пьесах. Театральное искусство соединяет в себе поэзию, музыку и танец. Существовала вера в магию игры, в которой видели средство исцеления души и тела. Театр делает доступной красоту. Все связано в этом мире: неправильное действие может неожиданно отозваться на судьбах других, плохая игра актера может принести беду. Поскольку между сценическими действиями и положением в стране усматривали прямую связь, то актера за плохую игру могли приговорить к харакири или сослать на острова. Постепенно театральное искусство перестало быть просто подражанием и приобрело небывалую глубину сокровенной красоты. Смысл театра - уравновешивать сердца всех людей, воздействовать на высоких и низких, быть источником долголетия, счастья и продления жизни.

 

36. Урасимо Таро - человек, ставший волшебным журавлем - символом счастья и исполнения желаний - вследствие неугасимой любви к супруге - богине. Обладает даром спасать души людей, совершивших ошибку. Рыбак Урасимо Таро отпустил пойманную в море черепаху, которая, превратившись в прекрасную принцессу, стала его женой и взяла с собой в замок морского дракона на дне океана и даровала ему бессмертие. Образ Урасимо Таро стал символом долгой жизни, помощи нуждающимся и неугасимой взаимной любви между супругами.

 

37. Фукусукэ - Малыш с воробьем - ребенок с птенцом воробья счастья "фукура-судзумэ" - является необычайно благожелательным символом. Иероглиф "фуку" - означает счастье, а "ра" - суффикс множественного числа. Таким образом, небесный волшебный воробей, сидящий на малыше, является символом, приносящим счастье, небесное покровительство и защиту маленьким детям. Нэцкэ можно подарить женщине с пожеланием благополучных родов. Фукусукэ - мальчик, приносящий счастье - является одним из самых добрых и счастливых символов.

 

38. Карако - китайский ребенок. Изображение мальчиков обладает очень четкой и сильной символикой: оно является пожеланием наследника мужского пола, который бы занял высокое общественное положение и таким образом принес семье благополучие. Изображение девочек связано с легендой, по которой у одного старого китайского чиновника не было детей, и он молился о наследнике. Но Будда послал ему дочь. Старик расстроился, так как он хотел сына. Но однажды ему приснился сон, в котором Будда сказал ему о том, что нужно быть мудрым и терпеливым. И, действительно, девочка выросла в удивительную красавицу и сам император взял ее в жены. А старик прожил остаток дней в роскоши и почете. Карако считается благожелательным символом, приносящим счастье, удачу и благополучие.

 

39. Карако (см.38) иногда изображается со священной рыбой Тай, которая на своем золотом хвосте приносит ему счастье, здоровье и удачу.

 

40. Мальчики - Карако - играющие в прятки. Напоминают богов согласия - Хэ-Хэ - пожелание счастья, согласия, гармонии, равновесия и благополучия. Иногда данная фигурка считается символом гармоничного сочетания прошлого, настоящего и будущего человека.

 

41. Юань Му - вечная мать, символ материнской любви, заботы, семейного счастья. Защищает женщин и детей. Образ Юань My способствует удачному завершению родов и является олицетворением счастливого материнства.

 

42. Ваю - попутный ветер удачи. Любимец всех богов и людей. Он быстр, легок, тысячеглаз и всегда доволен судьбой. Ваю - дитя Земли и Неба с веселым характером и шаловливым нравом. Он приносит счастье и удачу во всех начинаниях и делах, помогает исполняться самым заветным желаниям, уносит вдаль все печали и горести. Но может быть он и суровым, даже страшным - сила его огромна. Быстрый, смелый и решительный, он выиграл немало сражений с грозными демонами.

 

43. Ай Цзы - даосский мудрец. По бытующему поверью, он - старец счастья и любви, соединяющий любящие сердца и покровительствующий в браке. Изображение Аи Цзы симолизирует любовь, гармония и согласие.

 

44. Сёдзё - сказочное, фантастическое существо, имеющее китайское происхождение. В разных легендах Сёдзё описываются по разному: в одних они похожи на огромных снежных обезьян, в других - на собак. В записках "Сань Чо Чжи" сказано, что у них тело кабана, а лицом они похожи на человека. Волосы могут быть зеленые, красные или желтые. Живя в горах или лесах, Сёдзё обладают огромной силой и магическими способностями, они знают секреты трав и деревьев, могут предсказывать погоду, видят то, что глаза обыкновенного человека увидеть не в состоянии. Для людей посвященных - Сёдзё являются проводниками в тонкие миры. Однако есть и совсем иное толкование Сёдзё. Говорят, что они - символ веселья, праздника и ассоциируются с хорошим вином и нескучной компанией. В таких случаях Сёдзё изображаются длинноволосыми, человекообразными существами с большой выпуклой чашей сакэ, пляшущими или уже спящими...

 

45. Баку - сказочное существо, по облику напоминающее медведя со слоновьим хоботом, бивнями, лапами тигра, глазами носорога, бычьим хвостом и черно-белой пятнистой шкурой. В Японию образ баку и легенда о нем пришли из Китая. Оно считалось существом, которое пожирает дурные сновидения. По народному поверью, проснувшись от кошмара, следовало произносить заклинания: "Баку кураэ!" Считалось также, что оно излечивает от кожных заболеваний. Часто изображается с мальчиком-карако, спящим у него на спине.

 

46. Тэнгу - "небесная собака" - лесной дух, живущий на горе Курамаяма в Японии. Сказочное существо, способное к перевоплощению. Изображается чаще всего в двух видах: "Каноха-Тэнгу" - человекообразный Тэнгу с длинным носом и "Карасу-Тэнгу" - птицеподобный Тэнгу с мощным клювом (иногда он изображается вылупляющимся из яйца и называется "Тэнгу-Нотамаго"). Является защитником ночных путников, духом дорог. Считается, что Тэнгу, в целом, не любит общаться с людьми, но для некоторых делает исключение. По легенде, он обучает воинов боевым искусствам и фехтованию, благодаря чему те одерживают невероятные победы. Знаменитый герой Есицунэ, отданный на воспитание в храм на горе Курамаяма, занимался обучением воинских искусств и фехтованию у самого царя Тэнгу - Содзебо.

 

47. Странствующий певец - символ музыки, поэзии, творчества и путешествий.

 

 

Ну же, идем! Мы с тобой

Будем колосья есть по пути,

Спать на зеленой траве.

 

 

48. Кицунэ м Тануки - лисы и барсуки - оборотни. В Китае и Японии между барсуками-оборотнями и лисами-оборотнями не делается особого различия, разве что барсуки чаще превращаются в мужчин, а лисы - в женщин. Эти волшебные существа обладают сказочным долголетием (800-1000 лет), они необыкновенно осторожны, хитры, способны предсказывать будущее и находить утерянное. Лисы считаются посланницами бога Инари - бога риса "пяти злаков", приносящего удачу в торговых делах, богатство и достаток. Из всех рассказов и легенд о лисах и барсуках выделяется волшебная история о необыкновенной любви и преданности, в которой лиса Кисию Годзэн, полюбив человека Тюдзе, превратилась в прекрасную девушку, вышла за него замуж и родила сына. Однажды ее свекровь подарила внуку маленькую собачку, что привело к трагедии, так как лисы не выносят собак. И Кисию Годзэн, которая не могла не принять подарка, покинула своего любимого мужа и сына. Уйдя в горы, она стала монахиней и служила Будде Амиде, за что в последующем воплощении лиса Кисию Годзэн и ее возлюбленный Тюдзе возродились в одном цветке лотоса. Образ барсука-тануки ассоциируется с розыгрышами и веселыми шутками. Рассказывают, как один раз он превратился в котелок с чаем, а в другой - морочил головы ночным путникам, имитируя звук барабана, надувая живот и колотя по нему лапами.

 

49. Карасиси Фо - Ши Дза - небесный китайский лев Будды, который является охранителем от злых духов и связывается с пожеланиями счастья и благополучия. В Китае и Корее существовал обычай ставить перед воротами храмов двух львов: один назывался Карасиси - китайский лев, а другой - Комаину - корейская собака. Иногда Карасиси Фо изображается с шаром в лапах или с цветком пиона. В этом случае он символизирует пожелание знатности, высоких чинов и богатства. Карасиси Фо считается также покровителем детей и неокрепшей людской духовности. Он помогает людям в их добрых начинаниях и духовных стремлениях.

 

50. Тянь Гоу - храмовая собака. Охраняет все входы в жилище от злых духов или плохих людей. Покровитель детей. Также символизирует преданность и верность.

 

51. Сунь Укун - царь обезьян. Иногда он изображается в военном халате, с волшебным посохом в руках, с обручем Гуаньинь на голове. Но чаще всего просто как обезьяна с большим персиком бессмертия или как обезьяна, сражающаяся с огромной птицей. Родившийся на горе Цветов в Японии царь обезьян задумался над смыслом жизни и, стремясь к Просветлению, добился необыкновенных результатов: проник в суть вещей и событий, постиг левитацию и телепатию, обрел необычайную мудрость, за что и получил имя - "Мудрец равный небу". Он дал обет помощи в силе и знании тем, кто встал на путь духовного развития. Множество легенд повествуют о его необыкновенных подвигах. Сиванму подарила ему волшебный персик бессмертия из своего небесного сада. Благодаря ему он живет уже несколько тысячелетий. Фигурка Сунь Укуна имеет символ долгой, счастливой жизни, полной мудрости, благородства и упорства на пути к Просветлению, олицетворяет правильный выбор, отделение истинного от мнимого.

 

52. Каппа - водяной - сказочное существо, напоминающее выдру и черепаху одновременно. Может превращаться в человека и затаскивать людей и лошадей под воду. Но если каппу победить или оказать ему услугу, он начинает служить людям и особенно помогает рыбакам, загоняющим в сети рыбу. Изображение каппы является оберегом для моряков и рыбаков, а также защищает людей в морских путешествиях.

 

53. Черепаха - Окамэ - является благожелательным символом мудрости и долголетия. Считалось, что черепаха может прожить тысячу лет, поэтому она необыкновенно мудра и может дать бесценный совет. Также она считается образом Вселенной: ее панцирь - небесный свод, а живот - земная поверхность. Черепаха является символом дома, устойчивости и благополучия. Сказочная черепаха охраняет, гармонизирует пространство дома, радует и утешает в минуты уныния. Черепаха издавна была объектом поклонения у многих народов. Индусы говорят, что после одного из потопов бог Вишну спустился на землю спасать людей именно в образе черепахи. Во Вьетнаме существует легенда о принце Ле Лай, которому огромная черепаха на берегу озера Ханоя подарила замечательный меч, с помощью которого ему удалось одержать победу над захватчиками и отстоять династию Ле. В Священном озере до сих пор живут потомки той сказочной черепахи, правда, уже гораздо меньших размеров. Сюда приходят люди, чтобы обрести душевное спокойствие, получить благословение и советы Божества. Считается, что на панцире праматери черепах начертаны пророчества и можно прочесть свое будущее.

 

54. Три обезьяныСамбики Сару - это благожелательный и охранительный символ. Три священные обезьяны, воплощающие идеи "невидения" (мидзару), "неслышания" (кикадзару) и "неговорения" (ивадзару) зла - буддийский символ отрешенности от неистинного, идея недеяния зла. "Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле". Они являются спутниками голуболицего бога Ваджраякши (Семэн-Конго), в функции которого входила защита людей от духов, болезней и злых демонов.

 

55. Жаба - символ богатства и бессмертия. В китайской мифологии жаба связана с легендой о стрелке И. Его жена Чан Э, обретя бессмертие, превратилась в жабу и поселилась на Луне. Вот почему жаба считается символом Луны. В более поздний период жаба была не менее популярна как спутница подателя материальных благ Люхара и приобрела символику, связанную с пожеланием богатства.

 

56. Изображение двух жаб (см.55) обозначает духовное и материальное богатство, вытекающее одно из другого. В тонкой системе символов они выражают неразрывность материи и духа

 

57. Кот на соме. Сом Намадзу - это рыба землетрясений. Движение хвоста гигантского Намадзу, находящегося под землей между провинциями Химоса и Хитати, и есть причина стихийных бедствий. Сома сдерживает Такэмикадзутимикото - бог, почитаемый в Японии. Изображение Намадзу является амулетом - оберегом от стихийных бедствий. В данном случае на Соме плывет Кот - символ долгой жизни, гармонии, покоя - и нэцкэ означает благое расположение грозных стихий ко всему живущему на земле.

 

58. Жук на грецком орехе - благожелательный символ. Такой жук является предвестником счастливых событий. Если путник на дороге встречает такого жука, то, по поверью, к нему приходят удача и счастье.

 

59. Рыба Тай - священный небесный карп. Несет в себе благожелательный смысл охраны, защиты, обучения своих последователей. Еармоничные отношения учителя и ученика, родителя и ребенка. В тонком смысле - это передача знания, мудрости и добродетели, приводящей к гармонии родителя и ребенка. В тонком смысле - это передача знания, мудрости и добродетели, приводящей к гармонии - Дао.

 

60. Крокодил - является символом защиты жилищ и храмов. Он неподкупен, строг и справедлив. Крокодил охраняет людей от всяческих бед и напастей. Он мудр и обладает большой магической силой. Являясь проводником в мир духов, он впускает туда только достойных.

 

61. Сова - символ мудрости, интуиции и ясновидения. Она способна видеть в темноте, чувствовать, понимать и предсказывать события. Она олицетворяет духовную мудрость, ясность и спокойствие.

 

62. Крыса - на Востоке считается, что она символизирует прежде всего достаток, зажиточность и благополучие. Когда крысы покидали дом, хозяин шел на базар к крысолову и покупал крысу. Потом приносил ее в дом и хорошо кормил, чтобы к ней пришло много крыс, и тогда в доме вновь пребудет богатство и счастье. Считается, что когда Будда давал животным свое благословение, именно крыса первая получила его путем хитрости и проворства. Она ухватилась за хвост быка, бежавшего к Будде, и когда бык склонил голову для благословения, крыса, проскочив по его спине и шее, упала прямо в ладони Будды. Считается, что когда Будда давал животным свое благословение, именно крыса первая получила его путем хитрости и проворства. Она ухватилась за хвост быка, бежавшего к Будде, и, когда бык склонил голову для благословения, крыса, проскочив по его спине и шее, упала прямо в ладони Будды.

 

63. Изображение крысы (см.62) и черепахи (см.53) символизирует богатство, мудрость и долголетие. На Востоке считается, что все во Вселенной неразрывно связано: "Стремись к мудрости, и в твой дом придут богатство и долголетие."

 

64. Бык - символизирует надежность, спокойную силу. Это знак долгой и плодотворной жизни, стабильности и устойчивости, упорства в достижении цели, образец трудолюбия. По преданию философ Лao-Цзы путешествовал в горах на быке в поисках бессмертия. На Востоке верят в так называемого космического буйвола, олицетворяющего торжество справедливости и гармонии. А небесная корова считается матерью всех живущих людей.

 

65. Тигр - символ мощи, бесстрашия, мужества, власти и благородства. Тигр - это хозяин джунглей и повелитель зверей, обладающий двумя весьма ценными и особо почитаемыми на Востоке качествами - силой и хитростью. В китайской классической книге Судеб и Предсказаний "И Цзин" одна из гексаграмм гласит: "Наступи на хвост Тигра, и если он не укусит тебя - впереди свершение." Поэтому на Востоке Тигра почитают и боятся одновременно. Он - скрытая энергия и огненная стихия.

 

 66. Кот (кролик, заяц) - человек, родившийся в год кота (у китайцев - кролика), относится к одному из наиболее романтических и мистических знаков. Заяц (Кролик) - символ долголетия, знаток целебных снадобий. Если хорошо попросить - он поделится эликсиром, который готовит в волшебной ступе на Луне. Кроме бессмертия этот эликсир приносит счастье и удачу. Однажды Заяц накормил собой Будду, бросившись в костер, и тем самым утолил его голод. За это Будда определил Зайца на почетное место - Луну, и посвятил его в тайны целебных рецептов. Лунный Заяц помогает детям получить покровительство Луны, а значит, хорошую семью и счастливую жизнь в будущем.

 

67. Дракон - считается хранителем сокровищ, тайн, секретов и часто олицетворяет необыкновенную силу и могущество. Обладая магическими способностями, Дракон может извергать огонь и даже вызывать землетрясения. Его способность завораживать и добиваться своего мистическими способами заставляет искать дружбу с ним. Чтобы использовать силу Дракона, люди часто рисовали его на камнях, оберегах, а также использовали его изображение при украшении храмов и домов. Считалось, что изображение Дракона изгоняет из жилища злых духов и охраняет его. Дракон может подарить человеку истинную неуязвимость, то есть - бессмертие. Он также может видеть истину вне времени и пространства, а потому - давать хорошие советы.

 

68. Дpaкoн (см.67) - один из самых сильных знаков зодиака. Обладая необыкновенным могуществом, он способен увеличивать во много раз такие качества как щедрость, искренность, благородство. Иногда Дракон держит волшебную жемчужину - символ мудрости. Двойное изображение Дракона несет в себе уравновешивающее начало, гармонию мужской и женской сущности во Вселенной.

 

69. Змея - олицетворяет основной принцип движения энергии в пространстве и во времени. Ее сущность раскрывается в "тибетской книге мертвых": "Я змея сата, живущая в самых дальних уголках земли. Я умираю, Я рождаюсь, Я становлюсь с каждым днем моложе и красивее". На Востоке Змея - символ женской красоты. "Вы прекрасны, как змея", - говорят там. Змея - символ таинственных сил, телепатии, ясновидения, левитации, а также возможности покорять пространство и время; символ вечного обновления. Змея обладает способностью сбрасывать кожу всякий раз, когда вырастает из нее, поэтому она не только долго живет, но и способна перерождаться, выходя из житейских бурь обновленной и еще более прекрасной. Познать Змею - познать мир и принципы его творения.

 

70. Лошадь - символ радости жизни, оптимизма, разнообразия чувств и вечного движения. Лошадь несет в себе ветер перемен, силы, обновляющие природу, устраняющие холод, застой и привносящие позитивные изменения в жизнь человека. На Востоке Лошадь считают другом и защитником человека от злых духов. В легендах и сказаниях она помогает преодолевать пространство и время, выполнять непосильную работу, дает мудрые советы. Также она считается проявлением духовного начала и покровительствует одаренным людям - художникам, поэтам, музыкантам. Так, Белая Лошадь (или Солнечная) помогает поэтам достигать вершин духа и бессмертия (крылатый конь Пегас), поэтому Лошадь - это быстрота мысли, яркость фантазии, одаренность и творчество. Богом лошадей считается Ма-ван - "Князь Лошадей", чей дом помещается в созвездии Фан, похожем на четверку коней. У Ма-вана четыре руки и три лица. Двумя руками он управляет колесницей, в двух других держит мечи. К дикому нраву скакунов прибавляется его сила и ловкость. Ма-вана почитали особенно воины всадники.

 

71. Коза согласно китайской мифологии живет в облаках и лишь иногда спускается на землю. Она - олицетворение облака, которое посылает на землю живительный дождь. Коза - волшебница, воспитанница небесного свода и подруга молнии. С ее помощью можно подняться к облакам и узнать сокровенные тайны природы. Коза - символ нежности, мягкости и чувствительности. При этом она обладает чувством собственного достоинства и не боится никаких препятствий. Она - защитница, обладающая ясновидением и интуицией.

 

72. Обезьяна - символ оригинальности мышления, хитрости, смекалки и сообразительности (см. 51). В Китае Обезьяну считают ребенком Неба и Земли, а обезьяньему богу Сунь Укуну за его незаурядные качества Повелительница Запада Сиванму подарила волшебный персик бессмертия. Обезьяна олицетворяет как бы божественные качества мага, фокусника, умного и духовного человека, хозяина своих инстинктов и творческих сил. Обезьяна также и учитель, показывающий двойственность добрых и злых дел, и часто символизирует состояние человека либо непросвещенного, ищущего истину, либо духовного, нашедшего истину, но скрывающегося под маской шута, чтобы не быть "белой вороной".

 

73. Петух - олицетворяет посредника, сторожа, осуществляющего контакт между Небом и Землей и являющегося проводником энергии Солнца, что делает Петуха птицей Солнца. Так, в Японии он символизирует первый луч света и надежду на лучшую, более удачную жизнь. В Китае Петуха наделяют характером, соединяющем в себе пять добродетелей. Он является защитником слабых и угнетенных. Умение охранять свой дом от злых сил делают его отличным сторожем. Способность Петуха распределять корм среди обитателей двора, подкармливая более слабых, свидетельствует о его добром сердце. Мудрость, бесстрашие и доброта заставляют относиться к нему с большим уважением. Петух - символ солнечного типа и героического начала.

 

74. Собака - символ отваги, храбрости, бескорыстия и справедливости. Собака всегда была верным другом, помощником и защитником человека. Известно, что многие собаки обладают сверхчувствительным восприятием, способны понимать горе и предупреждать о несчастии и стихийных бедствиях. На Востоке Собака олицетворяет дом, семью, стабильность семейных отношений, а также верную и надежную охрану. В магических ритуалах Собака всегда находится рядом с магом, поскольку обладает способностью отводить удары, даже если ради этого необходимо пожертвовать своей жизнью.

 

75. Кабан (Свинья). По китайскому гороскопу Кабан сулит не только изобилие, счастье и радость. Он является символом процветания, благородства, возможности жертвовать собой ради защиты потомства. Кабан имеет мощные клыки, крепкую шкуру, он вынослив, непреклонен и благороден при защите слабых. Считается, что ему покровительствуют космические силы. И даже потакая своим слабостям или уступая другим, Кабан живет в гармонии и богат не только. материально, но и духовно.

 

76. Китайский дракон, или "лун", - не ужасный монстр, а воплощение мудрости, миролюбивой силы и доброты, символ живоносных вод. Древние китайцы верили, что драконы населяют все реки, озера и моря, парят в дождевых облаках. У китайского дракона голова верблюда, рога оленя, глаза демона, чешуя рыбы, когти орла, лапы тигра, уши быка и длинные усы кошки. Он может стать маленьким, как шелковичный червь, или таким огромным, что накроет своей тенью весь мир. Дракон с лапами о пяти когтях, держащий жемчужину мудрости, является символом императора, его божественным покровителем. На императорской печати всегда изображается дракон, летящий в облаках, охраняющий жемчужину мудрости, красоты и непорочности. Считалось, что по своим качествам император уподобляется Великому Дракону, мудрому и проницательному, великому и бессмертному.

 

77. Хандака-Сондзя (Пантака) - один из шестнадцати архатов, учеников Будды Шакьямуни. Его имя означает "рожденный в дороге" или "продолжающий путь". Он был одним из величайших учеников Будды, который "точно направлял мысль". Обладал магической силой проходить сквозь твердое вещество, по своему желанию производить огонь и воду, способность уменьшать демонов до тех пор, пока те не исчезали совсем. Он изображается с сосудом (патрой-чашей для подаяния), из которой выползает дракон или сидящим на куске скалы и читающим свиток. Архаты пребывают на земле, чтобы отзываться на призывы верующих, нести счастье и радость в дом каждого честного человека. Они должны помочь людям постичь четыре основные истины буддизма: о зле, о причинах зла, об освобождении от зла и о пути, ведущем к искуплению.

 

78. Лю Хай (Liu Hai) - бог богатства и удачи. Часто он изображается с волшебной трехлапой жабой, которая перевозила его, куда бы он ни пожелал, исполняла его желания и притягивала к себе несметные сокровища. Трехлапая жаба является символом богатства (деньги - "цянь" - звучат почти так же, как и жаба - "чжань" или "чянь"). В китайской мифологии Лю Хай считается богом золотых монет. Легенда рассказывает о даосском маге, жившем в 9 веке. Он изготовил пилюлю вечной жизни, принял её и тут же упал бездыханный. Тело его начало постепенно исчезать, он превратился в журавля и улетел на небо, где и стал богом. Обычно Лю Хай изображается смеющимся даосом с распущенными волосами, одетым в лиственный покров, босым, рядом с ним трехлапая жаба.

 

79. Трехлапая жаба - волшебная трехлапая жаба является символом бессмертия, богатства и волшебства. (см. 55) В китайской мифологии ее родиной считается Луна, поэтому внешность жабы так напоминает лунную поверхность. Она является виновницей лунных затмений, так как периодически проглатывает луну. С этим связано выражение "достать луну с неба", как об обретении чего-то очень желанного, но труднодостижимого. Поймать трехлапую жабу можно при помощи бечевки с золотыми монетами, бросив ее в бездонный колодец, в котором отражается лунный свет. Обладание волшебной жабой считается благоприятным и удачным, особенно при заключении деловых и торговых соглашений, при начинании новых дел.

 

80. Хотэй - бог счастья и веселья, сидящий на барабане-мокугё с летучей мышью "пянь фу" в руке. Иероглифы для обозначения ''летучая мышь" и "счастье" произносятся одинаково как "фу". Поэтому летучая мышь является символом счастья и долгой жизни. Китайцы считают, что она имеет сходство с бабочкой, крылья её изогнуты и окрашены в красный цвет - цвет счастья. Узор из пяти летучих мышей означает пять Благославлений: почтенный возраст, благополучие, здоровье, любовь к добродетели и естественная смерть. Символ долгой, веселой и счастливой жизни.

 

81. Оно-но Комати - поэтэсса и фрейлина императора, жившая в Японии в 9 веке. Она прославилась не только ослепительной красотой, но и поэтическим талантом. Биография Оно-но Комати полна загадочных, иногда неправдоподобных событий. Эпизоды из ее жизни стали одной из самых популярных тем в искусстве, в первую очередь театральном. Одна из легенд рассказывает о том, как Комати во время жестокой засухи получила приказ императора сочинить стихотворное заклинание, способное вызвать дождь. Стихотворение было написано, прочтено, и тут же засверкали молнии, загремел гром и хлынул ливень, продолжавшийся три дня. Оно-но Комати является символом красоты, любви и таланта.

 

82. Фукура-судзумэ - "воробей счастья" - как правило, изображается с распушенными перьями. "Фукура" имеет значение "раздувшийся, распушившийся". Такой воробей необыкновенно популярен: он считается символом, приносящим счастье и удачу.

 

83. Черепаха с тремя жабами - черепаха является одним из четырех великих мистических животных (также дракон, единорог и феникс). Для китайцев черепаха священна, она является символом долголетия, мудрости и силы. Говорят, что она помогала создавать мир. Под именем "Черный воин" она властвует над Северной частью небесной сферы и символизирует зиму. "Для китайцев, так же как и для индусов, черепаха символизирует Вселенную. Её панцирь в форме купола представляет небесный свод, живот - землю, плывущую среди вод, а её знаменитое долголетие приводит к вере в неё как в вечное. "Считается, что она является повелителем всех панцирных животных, так как имеет душу, а китайская письменность берет своё начало со знаков и линий на панцире Праматери-черепахи. Жабы, сидящие на панцире черепахи, придают изображению более глубокий смысл долгой, счастливой жизни, полной богатства и благополучия.

 

84. Петух на барабане - сюжет, связанный с китайской легендой о канко (барабане предостережений). В древнем Китае существовал обычай устанавливать перед входом в государственное учреждение специальный барабан, в который мог ударять каждый, желающий предупредить государя об опасности. Однако правление мифического императора Яо было настолько благополучно, что барабан совсем не использовался и в нем поселились птицы. Легенда была известна и в Японии. В 645 году японский император Котоку ввел этот китайский обычай. На основании китайской легенды в Японии сложилась пословица "канко о какэмусу" (барабан замшел), что указывало на благополучие страны. Таким образом, петух (иногда курица с цыплятами), сидящий на барабане является символом пожелания мира и благополучия.

 

85. Бодхисаттва, или "Существо, стремящееся к просветлению", буддистское божество, которое временно отказалось от достижения своей высшей цели-вхождения в нирвану-ради помощи всем живым существам. Богиня милосердия Гуаньинь была величайшей среди бодхи-сатв, но были и другие, к которым верующий обращался за помощью в случае необходимости. Путь Бодхисаттвы начинается с "поднятия духа просветления", после чего дается обет спасти все живые существа от оков сансары. Используя на своем пути шесть парамит-духовных совершенств (щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость), Бодхисаттва достигает "противоположного берега", т. е. "нирваны"; с помощью парамит он добивается высшего понимания и сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием. Но потом Бодхисаттва предпочитает остаться в сансаре, подчиняясь добровольно законам кармы, пока все живые существа не будут спасены. Он может сам выбирать форму своего существования, даже может одновременно иметь несколько воплощений.

 

86. Сянь - Даосы считали возможным создание эликсира бессмертия. Они поклонялись восьми магам, которые, как полагали, бессмертия уже достигли. Таинственные бессмертные "сянь" жили в далеких горах. Они обладали сверхъестественными способностями: могли превращать предметы в золото, возвращать мертвых к жизни, становиться невидимыми, заставлять цветы мгновенно распускаться. Каждый из восьми бессмертных представляет собой различные состояния и положения в жизни, например, бедность или богатство, старость или молодость, женщин или мужчин. В китайских народных преданиях образ сяня близок доброму волшебнику из сказок. Он чаще всего напоминает белобородого старика, предсказывающего судьбу, помогающего герою в безвыходной ситуации и мгновенно исчезающего.

 

87. Чунг Ли Чуань - глава 8-ми бессмертных. Он раскрыл тайну эликсира жизни и овладел способностью производить превращения. Чунг-ли Чуань изображается с волшебным веером в руках, одним мановением которого он способен оживить умершего, и волшебным персиком бессмертия. Существует множество легенд о его подвигах. Однажды он спас тысячи голодающих людей, превращая олово и медь в золотые и серебряные монеты и раздавая их всем нуждающимся.

 

88. Чжан Голао - из всех восьми бессмертных Чжан Голао самый старый по годам и самый благоразумный. За это его и прозвали Лао - "старый", "почтенный". Жил он отшельником в горах и всю жизнь скитался, ездил на белом муле лицом к хвосту, проезжая за день по нескольку десятков тысяч ли. Когда бессмертный останавливался где-либо, то складывал мула, как будто тот был вырезан из бумаги, и клал его в сосуд из бамбука. А когда нужно было ехать дальше, брызгал на сложенную фигурку водою изо рта, и мул снова оживал. Чжан Голао покровительствовал супружескому счастью и рождению детей. Часто он изображается сидящим на муле и подносящим младенца только что повенчанной паре. Он считался также покровителем изящных искусств.

 

89. Лу Тунг Лин - ученый и затворник, удостоенный ученой степени "цзиныни". Начав изучать тайны магии, он научился готовить чудодейственный эликсир и узнал способ изготовления золота. Он также в совершенстве изучил фехтование и искусство становиться невидимым. К нему обращались за помощью во время болезней. Он изображается с веничком даосизма и мечом сверхъестественной силы, обычно перекинутом через плечо. Целых 400 лет он странствовал с этим мечом по земле, избавляя людей от горя и зла, убивая драконов и тигров.

 

90. Цao Гоцзю - бессмертный, считающийся покровителем театрального искусства. Он изображается с парой кастаньет, сделанных из дворцовых табличек, которые давали их обладателю право беспрепятственно проникать во дворец. Существует легенда, в которой рассказывается как Цао Гоцзю стал бессмертным. Однажды к нему пришел Чунг-ли Чуань и спросил его о том, где находится Дао. "Дао-там, " - сказал Цао Гоцзю и показал на небо. "А где же тогда небо?" - спросил бессмертный. Вместо ответа Цао Гоцзю указал на сердце. Сердце есть небо, а небо есть Дао, в этом и состоит суть вещей. В ту же секунду Цао Гоцзю стал бессмертным.

 

91. Ли Тегуай - изображается как нищий, облокотившийся на железный посох и с тыквой пилигрима, служащей символом способности его души покидать тело. Часто он изображается стоящим на крабе или в сопровождении оленя. Ли Тегуай настолько искусно владел магией земли, что был приглашен на небо и стал бессмертным. Он часто появлялся на земле, принимая вид старика, продающего лекарственные снадобья. В жилище он не нуждался: вешал на стену сумку, ночью впрыгивал в нее, а на утро вылезал оттуда. Ли Тегуай считается покровителем магов и чародеев.

 

92. Лань Цайхэ - знаменитый ученый, способный заставлять мгновенно вырастать и зацветать цветы. Его эмблемой была флей га и он считался покровителем музыкантов. Лань Цайхэ путешествовал по стране, играя на флейте и чудесными звуками привлекая птиц и даже хищных зверей. Он обладал способностью летать на облаках.

 

93. Хэ Сяньгу - еще в раннем детстве она встретила Лу Тунг-пина, который, предвидя будущее девочки, подарил ей волшебный персик бессмертия. Она съела только половину его и с тех пор почти не нуждалась в пище. На рисунках Хэ Сяньгу изображается необычайно красивой девушкой с цветком лотоса в одной руке(лотос издавна был символом красоты, чистоты и благородства) и с плетеной корзинкой, наполненной цветами, в другой. По легенде, она ходила, едва касаясь земли ногами, и могла перелетать с одной вершины горы на другую. Хэ Сяньгу покровительствовала домашнему хозяйству и предсказывала судьбу.

 

94. Хань Сяньцзы - был племянником знаменитого Хань Юя, ученого и министра, жившего при императорах таньской династии, который считал, что блестящая карьера это единственная цель жизни каждого человека. Но Хань Сянцзы не обращал на это никакого внимания. Он с жаром постигал мистику и науки, овладел учением Дао. Так случилось, что он умер молодым. Но в миг своей смерти он вознесся на небо - уже как бессмертный, без страданий и боли. Хань Сянцзы изображается с корзиной цветов в руках и считается покровителем садоводов.

 

95. Куан Ти - Kuan Ti - военный герой был уроженцем провинции Шаньдун. Считается, что даже после своей смерти он оказывал огромное благотворное влияние на всю страну и защищал ее; как признание его заслуг в начале XII века ему был пожалован титул князя, потом он был повышен в звании до принца, а в 1594 году он окончательно получил посмертный титул Императора или Бога. Император Куан является одним из наиболее популярных китайских божеств, охраняющим и защищающим. Он считается также покровителем различных ремесел и профессий. Это привело к тому, что он стал считаться богом-покровителем торговли и таким образом постепенно стал определенным типом бога изобилия; при этом его почитают также как бога литературы руках у него как правило находится древний трактат.

 

96. Единорог - Kirin - знаменитое сказочное животное, добрый вестник, а также символ долголетия, знатности, счастья, одаренного потомства и мудрого правления. Говорят, что он может ходить по воде, как посуху, и в последний раз он появлялся на глаза как раз перед смертью Конфуция. Иногда его называют Лошадь-Драконн является одним из четырех великих китайских мистических животных (остальные трое - Дракон, Феникс и Черепаха). Буддисты изображают его несущим на спине книгу Закона. Единорог, как говорят летописи, появлялся перед Фу Ши, первым легендарным императором, неся на спине волшебную книгу; говорят, что из нее произошла письменность Китая. Основными чертами Kirin являются доброта, мягкость и сострадание ко всем живым существам. Он облачен в шкуру праздничной окраски, наделен добрыми чувствами и проницательным умом, который позволяет ему узнать о появлении в мире милосердных правителей и мудрых святых. Голос его напоминает звон колокольчиков или звук других музыкальных инструментов. На лбу у самца растет рог, мягкий на конце, что делает его не пригодным для боя. Он избегает наступать на живых насекомых и мять траву под ногами, поэтому походка его очень своеобразна. Говорят, что он живет тысячу лет и является самым благородным животным.

 

97. Слон - является символом силы, мудрости и благоразумия. Также он является одним из семи Сокровищ буддизма и тем, что иногда называют Чя Йех. Это животное является священным для буддистов и иногда изображается преподносящим цветы Будде. Говорят, что Будда однажды совершил один из своих подвигов, перебросив слона через стену. Часто Будда изображается едущим на слоне. По одной из легенд, Будда вошел в правый бок своей матери Майи в виде белого слона. Согласно мифологии индусов мир покоится на спине слона, стоящего на панцире черепахи. Изображение Белого Слона Было принято сиамцами в качестве национальной эмблемы. По их верованиям, это животное цвета красного дерева является воплощением будущего Будды. Гигантские каменные монолиты в форме слонов, стоящих и преклоняющих колени, можно увидеть на аллее каменных фигур, ведущей к могилам императоров династии Мин, что около Пекина. Бездетные женщины верят, что, положив камень на спину одного из этих каменных животных, они могут обрести способность родить сына.

 

98. Шоусин с воробьем – бог счастья, долголетия и здоровья. Он изображен с посохом из корня жень-шеня в руках, к которому привязана тыква-горлянка с чистой водой (символ долголетия и здоровья) и свиток (символ мудрости). В руке он держит волшебного небесного воробья "фукура-судзумэ", приносящего счастье, защиту и небесное покровительство.

 

99. Хотэй, молящийся о благе всех живых существ - около тысячи лет назад в провинции Чжэцзян появился таинственный монах, которого звали Ци Ци. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, гармония и мудрость. Он нес людям правду и надежду, в которой те так нуждались. Он учил их верить и любить, указывал им путь к спасению. Но старость и печаль о судьбе несчастных дали о себе знать, и монах Ци Ци умер. Умирая, он сказал: "Ах, люди, не узнали вы меня. А ведь я Будда Майтрейя". Так покинул землю святой Ци Ци, позже канонизированный и известный как бог счастья, неисчерпаемых возможностей и безупречной добродетели Хотэй. Даже мешок и огромный живот монаха стали символом "безграничной души".

 

100. Карако, плывущий на гусе - мальчик "карако" является символом счастья, удачи и благополучия. Благожелательная символика нэцкэ усиливается за счет изображения гуся, на котором сидит мальчик. Гусь является добрым вестником, птицей-символом Ян - первоисточником света. Следуя на юг, за солнцем, он символизирует инстинктивное знание времени, интуицию и настойчивость. Гуси всегда летают парами; поэтому эта птица считается символом замужества. Во времена династии Чоу гусь был традиционным подарком на обручение. Он дарился с пожеланием долгой, счастливой, совместной жизни и рождения здоровых детей.

 

101. Тара - "спасительница" - наиболее популярный женский образ, воплощение беспредельного сострадания. По одной из легенд, Тара родилась из слезы бодхисаттвы Авалокитеш-вары, когда тот оплакивал страдания мира. Она дала обет избавлять все живые существа от мук сансары. В Тибете верят, что даже простое упоминание её имени может спасти от многих бедствий. Необыкновенно сильный духовный символ, помогающий и защищающий.

 

102. Император - "Сын неба, владыка Поднебесной" - считалось, что император ниспослан небом на землю, чтобы везде царил мир, гармония и справедливость. Как отец заботится о своих детях, так император мудро управляет своими подданными. Китайцам, населявшим Срединное государство, император представлялся таинственным сверхъестественным существом, который уподоблялся Великому Дракону, мудрому, проницательному и бессмертному. Изображение императора с императрицей символизирует Священную Семью, любовь, гармонию и согласие, мудрость и взаимопонимание.

 

 

Хвала императору

Вот высшая радость его!

Народ веселится... Во всех дворах

Курятся дымком очаги.

 

 

 

103. Гаруда - "пожиратель нагов" - царь птиц, мифическое существо, на котором ездил бог Вишну. В буддийской мифологии Гаруда-огромная птица, крылья которой порождают бурю. В клюве Гаруда держит змею-нага символическое воспроизведение борьбы солярного героя со злом. Гаруда является символом солнца, борьбы со злом, защиты и помощи, исцеления от болезней.

 

104. Мальчик с персиком - является символом счастья и долголетия (см.38). "Карако" - мальчик счастья - имеет ярко выраженную благожелательную символику. Считается, что он приносит в дом счастье, удачу и благополучие, а также защищает детей от несчастий и болезней. В руках он держит огромный персик бессмертия, дарующий долголетие и здоровье.

 

105. Обезьяна, закрывющая уши, рот и глаза - это благожелатальный и охранительный символ, воплощение идеи "невидения" (мидзару), "неслышания" (кика-дзару) и "неговорения" (ивадзару) зла - буддийский символ отрешенности от неистинного, идея недеяния зла. Является талисманом, защищающим от духов, болезней и злых демонов.

 

106. Кит - является символом счастья, силы, доброты и сострадания. По легенде, считалось, что земля покоится на трех огромных китах, которые несут в мир мудрость, надежность и благополучие. Изображение кита является оберегом во время морских путешествий. Существует поверье: встретить кита в море - необыкновенно счастливый знак.

 

107. Эбису с карпом, сидящий на черепахе - один из семи богов счастья (см.З). Изображен со священной рыбой Тай в руках - символом счастья и удачи, верхом на огромной священной черепахе - символе долголетия, мудрости и силы.

 

108. Оджимэ - маленький, округлой формы предметоторый может передвигаться вверх и вниз по двойному шнуру, соединяющему нэцкэ и инро (см.стр. 1). Оджимэ служит для того, чтобы случайно не раскрывалось инро и не высыпалось содержимое. Название ojime состоит из двух частей: "о" - "веревка или шнур" и "shimeru" - "запирать или затягивать"; фонетически произносится с ударением на первом слоге oh-gee-meh. Хотя оджимэ были функциональным аксессуаром кимоно, они были так же красивы, как и полезны, и постепенно превратились в самостоятельный вид искусства, совмещающий в себе особенности скульптуры и прикладного творчества. Большинство сюжетов фигурок имеют благожелательный подтекст. Это относится не только к изображениям божеств и святыхо также животных, растений и предметов. Их символика, как правило, связана с пожеланием счастья, богатства и долголетия - чаще всего изображаются семь богов счастья, дракон, цилинь, черепаха, жемчужина, цветок пиона и т.д. Часто оджимэ носились как талисманы и обереги от злых сил, болезней и несчастий.

 

Информация взята из книги:

Peter Greif. Нэцкэ. Краткий очерк символики. Simbolarium. Сыктывкар. Флинта. 2004. 48с.

Сайт управляется системой uCoz